Уважаемые родители!


Родителям вполне под силу научить читать ребенка, если они будут делать это правильно. Главное – делать это, играя.
Если вы решили заняться обучением ребенка чтению, то делать это надо в игровой форме. Продолжительность обучения с детьми 4 лет не должна превышать 10 минут; если вы видите, что ребенку трудно высидеть 10 минут, сократите время. В этом возрасте необязательно заниматься каждый день, старайтесь не делать большие перерывы (больше 3 дней).
С детьми 5-6 лет занимайтесь 15 минут. При первых же признаках усталости, рассеянности, потери интереса к игре с буквами, прекратите обучение. Старайтесь чаще поощрять малыша, пусть он будет радостным, от этого во многом зависит его интерес к знаниям и учебе в дальнейшем. Обучающий взрослый должен быть снисходительным, щедрым на похвалу и ласку.
Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребёнку знания, но интереса к учению не привьют.
Старайтесь разнообразить игры, используйте в качестве еще одного обучаемого любимую игрушку вашего ребенка, которую можно активно вовлекать в игру. Устраивайте соревнования – кто быстрее прочитает тот или иной слог, вы, ваш ребенок или игрушка (при этом нужно поддаваться, а за куклу говорить другим голосом.) Придумайте поощрения. Возможны и другие не менее эффективные педагогические приемы. Все зависит от вашей фантазии!
Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. С чего начать?
Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, начинать подготовку к этому нужно в возрасте 4 - 4,5 лет.
Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова), соотносить их с буквами. Не спешите быстро пройти этот этап, добивайтесь чёткого выполнения заданий. Недостаточное внимание к позициям гласных в слове может привести впоследствии к таким нарушениям чтения и письма, как пропуски и замены букв.
Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шестилетних - полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Делайте перерывы каждые 5-10 минут.
На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной букве в день или посвящать её изучению 2-3 дня. Следует часто, но ненавязчиво - в форме игры - повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке, например: « Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука «л» и т.п.»
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.
1.В основе обучения чтению - не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например С, следует научить его слышать звук (С) в слогах, словах.
Поиграйте в игру «Слушай внимательно» : предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (С) - п, с, т, к, а, ас, ат, ак, та, ка, са, мак, сам, папа, сок, так, Тома, Катя и т.д.
Предложите отгадать, на какой звук начинаются слова: сова, садик, Саша, сушка, сук. На какой звук заканчиваются слова: насос, соус, автобус, рис.
2.На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО - т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук (С). Мы произносим его отрывисто: С! И букву С необходимо называть также: С! Ни в коем случае не ЭС! Не СE! Говоря ЭС, мы произносим два звука - (Э) и (С). Данное обстоятельство только запутывает детей.
3.Не смешивайте понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.
4.Ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: С! А! - и только после этого читает сам слог: СА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ССССА.
Чтобы ребенку легче запоминать буквы:
1.Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашиваете. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная.
2.Лепка ребёнком буквы из пластилина.
3.Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
4.«Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе - и ребёнок мгновенно вспомнит её.
5.Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами - на что похожа буква?
6.Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.
7.Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
8.Заучивание стихов, посвященных образам букв.
9.Нахождение трудной буквы на вывесках, названиях улиц.
10. Нахождение «правильных» и «неправильных» букв, букв, спрятанных на картинках.
Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
1.Выясните, различает ли ваш ребёнок понятия «слева» и «справа». Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.
2.Умеет ли ребёнок складывать картинки из шести кубиков?
Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры с различными «конструкторами» и «строителями»
Вот самые простые игры со звуками.
Игра «Назови первый звук в слове»
Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-арбуз?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «Есть ли звук «а» в словах: «аист», «жук», «лук»? В каких словах есть звук «а»? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.
Игра «Цепочка слов»
Взрослый называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант. Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, «мяч» – «чемодан» - «нос» - «санки» - «игла» и т.д.
Игра «Лото»
Желательно, чтобы в игре принимали несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающиеся на звук «п?» Руку поднимает те, у кого есть на карточках изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображение. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.
Игра со Звукоедиком!
Познакомьте ребёнка с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш) каф, (с)тул, и т.д. В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто л)», «тарелк (а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.
Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. В этом вам поможет следующая игра:
Игра «Дом звуков»
Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке? Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от».
Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.
Все эти игры настольные. Если ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в следующие игры:
Игра «Эстафета звуков»
Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?»
Одновременно со звуками знакомьте детей с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который она эта буква обозначает. И знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если выбудете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом со звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинках слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить не невидимые звуки, а буквы разрезной азбуки или кубики с изображением букв.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. Здесь может помочь следующая игра.
Игра «Дом букв»
Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протяните полоску с гласными. Помогайте читать слоги: ла, лу, ло, лы.
Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составьте предложение с данным словом.
Литература:
1.Л.Ф. Климанова «Читалочка». – Москва «Просвещение» 1994 г.
2.В. В.Мамаева «Как помочь ребёнку научиться читать». – ООО Издательство «Речь» 2006 г.
3.Т. Г. Яничевой «Полезная книга для хороших родителей» – ООО Издательство «Речь» 2006 г.
4.Т. М. Грабенко «Зачем читать детям сказки?» – ООО Издательство «Речь» 2007 г.