Опыт работы

21 мая 2025 г.
Опыт работы.
Опыт работы.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Дети с ТНР, с которыми мне приходится работать - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.  Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности ребенка, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сфер личности, межличностных отношений. У детей с ТНР отмечаются неустойчивость внимания, снижение объёма, ограниченные возможности его распределения;

нарушение слухового восприятия, фонематического слуха, чувства ритма;

снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики;

эмоционально-волевая незрелость, быстрая утомляемость или возбудимость;

низкая познавательная активность;

недостаточная регуляция познавательной деятельности.

Одной из важных областей развития дошкольников является социально-коммуникативное развитие.

 Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Это:

 - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста, особенно детей, у которых проблемы в речевом развитии.

Актуальность:

- Проблемы развития речи ребенка, как средства общения;

- Несформированность у детей коммуникативных качеств;

- Неумение строить партнерские отношения в детском обществе

    Для того, чтобы заинтересовать детей, разнообразить логопедические занятия и развить их речевые навыки, я решила применять сказки.

Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально - нравственным правилам жизни. Сказка помогает развивать у детей способность к сопереживанию, учит определять эмоциональное состояние героев на основе жестов, мимики и поступков. Детей, которые не любят, когда им читают и рассказывают сказки, не бывает. Главное – как их преподнести, ведь дети хорошие критики.

   Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес при рассказывании сказок, не используя интересных методов и приёмов. Сказку можно не только прочитать и обыграть, сказка может звучать.  В работе с детьми с ТНР я использую сказки-шумелки.  

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Такие сказки дети очень любят, ведь они сами участвуют в процессе их создания. «Шумовое» сопровождение не требует особых музыкальных навыков.

Звучащие сказки  (сказки-шумелки) – это одновременно и восприятие художественной литературы, и музыкальная деятельность, и игровая, и коммуникативная.

Данные сказки могут планироваться в разных образовательных областях:

  • речевом развитии;
  • художественно-эстетической (показ театров, музыкальная деятельность);
  • социально-коммуникативной (ребёнок общается и с героями сказки, и с другими детьми);
  • познавательной (в игровой форме ребёнок познаёт что-то новое).

Сказки-шумелки я использую как часть организованной образовательной деятельности, как дидактическую игру, в режимных моментах.

Благодаря данной деятельности осуществляется комплексное развитие детей с ТНР в том числе и социально-коммуникативное развитие:

 - дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, которые сопровождаются речью, положительными эмоциями.

- звукоподражание на различных шумовых и детских музыкальных инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии, чувства ритма, слухового внимания. Развивается слуховая и вербальная память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок и сопровождают не только звуковым, но и речевым оформлением.

- формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. 

Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков: барабаны, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты, бубенчики, шейкеры, трещотки, колокольчики, колотушки, металлофон, ксилофон, погремушки, клавесы и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками: пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. расчески, целлофан и.т.п..

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т.д.

В сказке-шумелке текст составлен так, что после одной - двух фраз детям дается возможность что-либо изобразить шумом. Выбирая текст сказки, я учитываю, насколько он подходит детям по сложности и объёму.

Перед началом разучивания сказки-шумелки я читаю и показываю детям эту сказку в виде кукольного спектакля, с элементами театрализации, мультфильма и т. д. 

В некоторых сказках-шумелках использую сочетание озвучивания (игра на музыкальных инструментах) и «театрализацию» (имитационные жесты).

Заранее подбираю для озвучивания подходящие звучащие предметы и шумовые инструменты. С детьми мы проверяем их звучание, находим необходимый звуковой эффект (приём игры).

Перед занятием со сказками-шумелками можно раздать инструменты с учётом возможностей детей, а можно предложить им самостоятельно выбрать инструмент. В начале работы над озвучиванием сказок инструменты могут быть одинаковые. Проверить их звучание дети должны до начала сказки. Рассказывать сказку надо медленно, выразительно, используя жесты и мимику. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст, поэтому дети берут инструменты в руки только для игры, а затем — откладывают («инструменту нужно отдохнуть»). Учу детей бережному обращению с инструментами. Тексты сказок разучиваю с детьми наизусть. Важно не перегружать их звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться сказка, чтобы сказка и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

  Сказки-шумелки можно обыгрывать в разных уголках группы, что помогает детям сменить обстановку: сидя на полу, за столами, стоя. Можно распределять роли с помощью загадок, карточек, по схемам Делить детей на группы: кто-то герой сказки, а кто-то «шумовой» оркестр.

Мимикой, жестами подсказываю детям вступление, скорость игры.

В работе со сказками-шумелками я для детей равноправный партнёр: умею интересно рассказать, обыграть и придумать сказку.

Использование сказок-шумелок  помогает мне разнообразить коррекционно-образовательную деятельность по развитию речи детей с ТНР, сделать её более эффективной. Дети их очень любят, они преображаются, светятся от счастья и радости, становятся почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса.

Алгоритм работы со сказкой:

  1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
  2. Разучивание сказки – пересказ по цепочке, самостоятельный.

3. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

4. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.

5. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

5. Озвучивание сказки.

Использование в коррекционно-образовательном процессе сказок-шумелок обеспечивает детям с ТНР эмоциональный комфорт, развитие творческой фантазии, навыков общения в детско-взрослом коллективе, способствует развитию чувства уверенности в себе, развитию выдержки, терпению.


СКАЗКА - ШУМЕЛКА «ВЕСНА-КРАСНА»

Пришла весна,
Зажурчали ручейки (МЕТАЛЛОФОН).
Только солнышка всё нет, спит оно, не просыпается и не пригревает землю.

А тут ещё набежали тучки и закапал дождик (БАРАБАН)
Весна-красна подумала, а может ветерок разгонит тучки и поможет разбудить наше солнышко    

                                     (ШУРШИТ ПАКЕТ ИЛИ БУМАГА)

Нет, не выглядывает солнышко.

Решила Весна разбудить солнце с помощью птичек и зверюшек.
Стала их всех звать.

«Эй, птички-невелички слетайтесь скорее, да спойте позвонче! " (КОЛОТУШКА)

Прилетели птички, стали петь свои песенки (СВИСТУЛЬКА, КОЛОКОЛЬЧИКИ).

Не слышит солнце, не выглядывает из-за тучек.
«Эй, зайчата, постучите, солнце наше разбудите»

Прискакали зайки-побегайки и давай барабанить (БАРАБАН)

Прибежал ёжик, зафыркал (МАРАКАСЫ)
Дятел, дятел помоги, своим клювом постучи (ЛОЖКИ)
И лягушки все проснулись, к солнцу спинкой повернулись. «Солнышко, ты нас согрей», и начали весело петь свои песенки квакушки (КАСТАНЬЕТЫ, ШЕЙКЕРЫ).

А солнышко всё спит. А давайте все вместе попробуем его разбудить (ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ).

Услышало солнце и проснулось. Протянуло свои лучики и стало всем тепло и весело.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie