Онлайн марафон для родителей


Уважаемые родители будущих первоклассников!
Впереди волнующий и для многих долгожданный первый класс. И сейчас у вас есть время для размышлений, планирования, развития. Шагнув за школьный порог, ваш первоклассник поведет за собой в школу и вас. Чем станет для вашей семьи школа – источником положительных эмоций или постоянного стресса, – зависит от многих факторов. Что можно сделать уже сейчас для того, чтобы союз вашей семьи и школы стал счастливым? Готов ли ребенок к обучению и чем ему помочь уже сейчас? В этих и других вопросах мы будем разбираться во время консультационного онлайн-марафона «Готовность детей к школе. О будущих первоклашках и их родителях».В течение онлайн-марафона вы узнаете:
• что такое психологическая готовность ребенка к школе;
• из каких компонентов она складывается;
• на что обратить внимание летом, чтобы осенью дети пошли в школу с удовольствием;
• что представляет собой психологическая готовность родителя, и почему она важна и для ребенка тоже;
• как родителю психологически подготовить себя к началу обучения в школе своего ребенка.Что такое онлайн-марафон:
В течение пяти дней на сайте детского сада мы будем выкладывать полезную информацию и отвечать на ваши вопросы. Вы можете познакомиться с материалами в удобное для вас время.Программа онлайн-марафона:
Первая часть онлайн-марафона будет посвящена готовности ребенка к школе. Во время онлайн-марафона мы дадим комплексное представление о структуре готовности к школе и разберем ее основные компоненты (и не пугайтесь – при этом мы обойдемся без сложных терминов и фраз).
Поговорим и о способах оценки готовности ребенка к школе. Наверняка ваш ребенок уже проходил различные тестирования или собеседования в детском саду или в будущей школе, и у вас уже есть результат и рекомендации педагогов. Но при проведении таких тестирований набор методик, как правило, ограничен из-за недостатка времени. К тому же дети развиваются очень быстро, и информация, полученная 2-3 месяца назад, уже частично устарела.
Мы дадим вам в руки инструменты, с помощью которых вы сможете самостоятельно оценить готовность к школе своего ребенка в данный момент и понять, что ему необходимо именно сейчас, и что можно сделать, чтобы 1 сентября вы могли с легкой душой отпустить его в школу.
Вторая часть будет посвящена вам, уважаемые родители!
Готовность к школе родителей почти не обсуждается, разговор чаще всего сосредотачивается на детях. Но ведь и вы будете адаптироваться, меняться, развиваться, и порой испытывать нешуточные психологические нагрузки. И наверняка уже сейчас многие из вас волнуются и переживают о том, что ждет всю семью в сентябре, а ведь школа еще даже не началась.
На онлайн-марафоне мы представим взгляд на проблему готовности родителей к школе, расскажем, на что обратить внимание, чтобы не только сохранить свою нервную систему, но и обрести в лице школы новый ресурс развития семьи. Наши рекомендации помогут вам увидеть новые возможности во взаимодействии со школой и предупредить вероятные негативные моменты.
Пятый, заключительный день онлайн-марафона, отведен для ответов на ваши вопросы и подведения итогов.Ждём, что вы примите активное участие в онлайн-марафоне «Готовность детей к школе. О будущих первоклашках и их родителях»!
День 1.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л.А.
Что значит психологическая готовность?
Готовность ребенка к школе с точки зрения психологии включает в себя несколько компонентов (личностный, волевой, коммуникативный, интеллектуальный).
Психологическая готовность ребенка к школе, прежде всего, означает выраженное желание учиться, узнавать новое: ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых. Такое стремление к познанию называется учебной мотивацией и относится к личностной готовности.
Если Ваш ребенок:
• Умеет планировать собственные действия;
• Способен напряженно трудиться;
• Умеет управлять своим поведением и др.
- то у него сформирована волевая готовность к школе.
День 2.
Коммуникативная готовность
У Вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:
• Умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми;
• Способен выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), т.е. не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет;
• Может контролировать свое поведение, старается объяснить причины своих поступков.
Для успешного существования в школьном коллективе ребенку необходимо общение со сверстниками:
Уметь подчиняться общим правилам;
Уметь сравнивать свои силы и способности с результатами других,
Уметь договариваться,
Находить выход из неприятной ситуации,
Уметь защищать свои собственные интересы.
День 3.
Интеллектуальная готовность
Основа для успешного овладения школьной программой – хорошее умственное развитие. Без определенного запаса знаний ребенку не просто будет овладевать школьными премудростями, получать необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.
Что элементарно должен уметь и знать ребенок?
• Как зовут Ребенка? Сколько ему лет? Когда день рождения Ребенка? Как зовут родителей(ля)? Где живет (улица, дом, квартира, город)? В какой стране живет?
• Знание животных (диких, домашних), растений (которые растут в нашей местности), о природных явлениях и об охране природы.
• Отвечать на вопросы и задавать их, строить рассказы по картинке, пересказывать небольшие литературные произведения, заучивать наизусть стихи.
• Знать цифры (от 0 до 9), дни недели (последовательность), месяцы (последовательность), называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и число предметов, ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Это лишь маленькая часть того, что должен знать и уметь ребенок. Не обязательно все это должно получаться «на отлично». Ваша задача не паниковать, а спокойно и постепенно начинать с ребенком постигать то, чего он не знает и не умеет.
День 4.
Готовы ли к школе Родители?
Попробуйте ответить на вопросы. Готовы ли Вы?
• Помочь, не рассердившись;
• Не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
• Не унижать;
• Не обижать;
• Не сравнивать с другим своего ребенка;
• Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы «не в духе».
В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.
Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу?
Что он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени.
Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты обязан».
Что его работоспособность 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
Что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движение.
Для того, чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом.
Ребенку нужны положительные эмоции.
День 5
Итак, психологическая готовность к школе включает:
• Желание узнавать новое;
• Способность преодолевать трудности;
• Способность доводить начатое дело до конца;
• Умение вступать в контакт с новыми людьми;
• Умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем;
• Развитие внимания, мышления, памяти;
• Развитие речи.
Особое внимание уделяется:
Работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния;
Развитие моторики и координации движений всего тела и особенно рук (хорошо, если ребенок умеет начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать и т.д.);
Общему физическому здоровью ребенка.Книги, которые пригодятся Вам:
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Академия, 2000.
Гиппенрейтер Ю. Как учиться с интересом. М., 2014
Корчак Я. Как любить детей. М., 1991
Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1969
Петрановская Л. Тайная опора. М., 2020
Росс А. Наши дети – наши проблемы. Ростов н/Д., 2002
Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1989
Стюхина Г.А. Готов ли ваш ребенок к школе, или Секреты успешного старта. М., 2018
Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. М., 2019
Свои отзывы, комментарии и рекомендации Вы можете оставить перейдя по ссылке