Консультация для педагогов


В настоящее время предъявляются высокие требования к дошкольным образовательным учреждениям. ФГОС ДО чётко определяет место родителей в едином образовательном пространстве. Они являются активными участниками педагогического процесса.
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, начинаем с традиционного анкетирования, например, на тему «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных, проводим анализ особенностей родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, что помогает лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание прозрачной, открытой системы информирования об образовательных услугах, обеспечивающей доступность и достоверность информации. Это сайт дошкольного учреждения, информационное издание детского сада и группы, которые могут информировать об организации работы ДОУ, о новых нормативных документах, о всех ярких событиях, достижениях дошкольного учреждения.
Педагог ежедневно общается с детьми и очень важно уметь подмечать «нужную» информацию о том или ином ребёнке. Можно вести, допустим, дневник наблюдений и фиксировать самое интересное - и на очередном родительском собрании поделиться этой информацией с родителями. У каждого ребёнка достижения свои, значимые лично для него, для его родителей.
Данная форма письменного информирования о достижениях детей очень важная перспектива. Таким образом родителям демонстрируются замечательные мгновения жизни ребёнка в детском саду (скрытые от их глаз), чтобы у родителей формировались позитивные взгляды на опыт, который приобретают дети в детском саду, изменились представления о родительской роли в обучении и развитии ребёнка.
Воспитатель общается с родителями посредством и письменной речи. Здесь так же важно проявить смекалку, а не использовать формальный, сухой язык просьб и обращений.
Для привлечения родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках по ремонту игрового оборудования, вместо обычных традиционных объявлений о проводимом мероприятии, изменяем содержание объявления. Вот один из примеров:
«Дорогие наши мамы и папы!
Теперь у нас на игровой площадке есть настоящий цветник. Мы с удовольствие ухаживаем за цветами. Вот только растениям недостаточно земли. Пожалуйста, помогите цветнику разрастись пышным цветом. А мы в свою очередь обещаем ухаживать за цветами, чтобы они долго радовали красивым цветением!
Ваши дети.»
При подготовке к родительским собраниям, беседам, консультациям используем следующие формы работы с родителями:
«Портрет идеального родителя» – в приёмной вывешивается лист, родители записывают на этом листе черты идеального родителя.
«Недописанный тезис» – на стенде размещается фраза, например:
- «Счастливая семья – это…»;
- «Семейные традиции – это...» и т.п.
Родители продолжают предложение.
Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями используем разнообразные методы и приёмы. Одним из них, является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно - воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей может стать ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из анкетирования.
В результате выявляем примеры хорошего воспитания в семье, родителей, имеющих высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.
Исходя из вышеперечисленного, увидели, в какой семье воспитательный потенциал высок и кто может поделиться опытом по поднимаемой проблеме на родительском собрании.
Также обобщение семейного опыта родителями, формируем в продуктивной творческой деятельности - это плакаты, альбомы, фотовыставки, видеоролики.
Организовали повседневное активное участие родителей во всевозможных мероприятиях - это акции, конкурсы, проекты и т.д. Все это, в первую очередь, сближает родителя с собственным ребёнком.
Об эффективности проводимой работы с родителями в детском саду свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- приведение примеров из собственного опыта;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогом;
- активность взрослых в жизни детского сада и группы.
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что использование современных методов позволили пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду, активизировали партнерские отношения ДОУ и семьи.